Сегодня исполняется
80 лет
со дня рождения Жака Бреля.
На родине,
в Бельгии, его почитают как национального героя.
Во Франции, где
он добился успеха, называют легендой. Обладатель уникального голоса,
он давал по триста концертов
в год, играл
в кино
и снимал фильмы.
О себе говорил: «Когда
я дебютировал, то уже знал, что
я — звезда.
Это другие
не знали». Рассказывают «Новости культуры».
Конец 1950-х годовво Франции — время надежд
и напряженных ожиданий. Совсем скоро студенты провозгласят: «Мы
не хотим платить
за уверенность
не помереть
с голоду риском помереть
со скуки!». Подобные процессы будоражат всю Европу, но
в Париже этот манифест свободы звучит
с французским шармом. Озвученный голосом Эдит Пиаф, пропитанный поэзией Жоржа Брассенса и, конечно,
Жака Бреля.
«А эта пронзительная «Ne me quitte pas» как будто один обнаженный нерв, как будто исполняет человек безкожи»,— говорит режиссер Игорь Яцко.
В 1999 году
он выступил дуэтом
с Жаком Брелем, а
в спектакле «Здравствуйте, Жак Брель!» читал
его стихи.
В общежитии театра «Современник»и сегодня звучит Брель.
На этот раз репетирует
«АрТишок-Оркестр». Солист Тихон Котрелев,
в первый раз увидев запись Бреля,
не мог оторваться
от нее
в течение трех дней.
Он понял: нужная нота найдена.
Уже на следующий день начались репетиции. Стали разбирать ноты,
но партитуры Жака Бреля часто
не помогали. Тогда они стали записывать партии, которые исполняют,
на слух, составили аранжировки
и поместили Бреля
в контекст нашего времени.
«Мыне брали ничего, ничего
не копировали.
Мы разбираем, чувствуем эту природу, потом пытаемся понять,
отчего же Жак Брель так больно рассаживает сердце
сегодня»,— поясняет Тихон Котрелев.
«Ощущение того, что этот человек говорит тебе нечто только твоими словами. То, чтоты еще сам
не выразил. Получается некоторый
резонанс»,— добавляет музыкант Антон Прищепа.
«Довольно частомы начинаем концерты
с песни «Quand on n'a que
l'amour» — «Когда есть только любовь», которая
во многом объясняет, почему Брель жил.
Она сейчас важна.
Он совершенно
актуален»,— заверяет Тихон Котрелев.
Поэзия Бреля подтолкнула Инну Разумихину учить французский язык. «Я никогда,в отличие
от других песен,
не устаю
от нее. Десять лет она уже
в моем
репертуаре»,— говорит певица.
Темне менее, Инна очень избирательно включает песни Бреля
в программу своих концертов.
Они требуют слишком сильного эмоционального напряжения. «Песни Бреля, они меня заставляют встать, если
я сижу, выйти
из дома,
что-то делать.
Я чувствую порыв
к дерзости,
в смысле
дерзновению»,—
продолжает она.
Кроме того, по мнению артистки, песни Бреля заставляют думать, заставляют душу работать. Именно заставляют.С бескомпромиссностью,
с которой Жак Брель выходил
к публике
и вынуждал каждого, кто его слушал, остановиться
и задуматься.
Конец 1950-х годов
«А эта пронзительная «Ne me quitte pas» как будто один обнаженный нерв, как будто исполняет человек без
В общежитии театра «Современник»
«Мы
«Ощущение того, что этот человек говорит тебе нечто только твоими словами. То, что
«Довольно часто
Поэзия Бреля подтолкнула Инну Разумихину учить французский язык. «Я никогда,
Тем
Кроме того, по мнению артистки, песни Бреля заставляют думать, заставляют душу работать. Именно заставляют.