28 октября
в Российском центре науки
и культуры
в Киеве состоялся концерт,
в котором прозвучали песни
на стихи Марины Цветаевой
в исполнении известной российской певицы Инны Разумихиной.
Певица приехала
в Киев для участия
в акции «Всем миром», посвященной Дню освобождения Украины
от немецко-фашистских захватчиков.
Инна Разумихина выступает еще
с начала 90-х годов. Несколько лет подряд она была ведущей актрисой театра Музыки
и Поэзии под руководством Елены Камбуровой. Однако с 2001-го года певица занимается сольной карьерой.
После концерта Инна ответила
на вопросы корреспондента РИА Новости Сергея Тышковца.
- Инна, вопрос
у меня короткий
и очень простой.
Что для Вас Цветаева?
- Ничего себе вопросик…
Что для меня Цветаева?
Это энергия жизни.
Сила и бесстрашие…
Это та вода,
в которую
я ныряю.
Я вспоминаю
все то главное, что
со мной
в жизни произошло, и
в тот же момент все становится
на свои места.
Вот так
я бы сказала, если коротко отвечать
на этот вопрос.
- А как Вы впервые познакомились
с творчеством Цветаевой?
- Однажды
я ехала
в поезде,
и мне попался томик
ее стихов.
На странице, которую открыла,
я увидела слова:
Идешь
на меня похожий,
Глаза опуская вниз…
Эти слова поразили меня,
и тут же сама собой написалась музыка.
Было мне тогда
17 лет.
Потом
я попала
в Москву.
И на вокзале, сидя
на чемоданах,
я раздумывала,
где же мне пристроиться.
И вот…
Сейчас очень любят говорить
о чудесах.
Такое же чудо произошло и
со мной. Потому что когда иссякала последняя надежда найти себе
в Москве пристанище, меня пригласили пожить
в Трехтрубном переулке,
в доме номер 8.
Я, конечно, обрадовалась, взяла гитару
и чемодан. Пришла
в дом
и увидела, что
он стоит по соседству
с домом Натальи Гончаровой (русской художницы-авангардистки, правнучатой племянницы жены Пушкина, Натальи
Николаевны — ред.). Марина Цветаева писала
об этом доме
в своей прозе.
Зашла
в дом.
А читала
я тогда воспоминания Анастасии Цветаевой, потому
и пришла
в дом
с этой книжкой.
Не специально, так сошлось.
И вот, кинув вещи, открываю
на закладке книгу
и вдруг читаю: «Мы
с Мусей жили
на антрисолях.
А окна нашей комнаты выходили
на типографию Левенсона…»
И
я тогда подумала:
а ведь это
где-то рядом, потому что
я еще
не знала, куда попала.
Читаю дальше: «А точным адресом нашим был такой: Трехпрудный переулок, дом номер 8».
Вы можете
на минуточку представить себе мое состояние?
Это было как гром среди ясного неба.
Я тогда вначале даже и
не поверила.
А потом, уже местопребывая (любимое слово марины
Цветаевой — «местопребывание»)
в этом доме,
я столкнулась
с целым «фейерверком» неожиданных событий, которые следовали одно
за другим.
Вначале
я попала
в детский театр
к Людмиле Ивановне Ивановой, народной артистке России.
Она не только возглавляла этот театр,
но еще
и руководила восстановлением дома Марины Цветаевой
в Тарусе.
И я начала совершать
такие же точно маршруты, какие
когда-то совершала Марина Ивановна Цветаева:
Трехпрудный — Таруса,
Таруса — Трехпрудный…
Затем была защита дипломной работы. Появились люди…
Хочу гитариста — получаю поклонника поэзии Марины Цветаевой. Единомышленника. Царство небесное ему.
К сожалению,
он уже ушел…
Затем предлагают сыграть роль Сони Голидей
в фильме-спектакле «Нездешние молитвы» петербургского режиссера Михаила Трофимова.
Этот фильм был поставлен по прозе Марины Цветаевой.
Вот в одной
из серий я
и сыграла Соню Голидей.
Потом была антреприза, по субботам
и воскресеньям,
с актрисой театра Вахтангова Лидией Константиновой, где
мы играли пьесу
о судьбе Марины Цветаевой.
У меня там был собирательный
образ — Ариадны,
от автора… Лидия Константинова играла Цветаеву.
И, знаете, мне
почему-то кажется, что Марина Ивановна всегда мне помогала, когда было трудно. Потому, наверное, именно
в доме
на Трехпрудной позднее
и прозвучали впервые мои песни.
Кстати, жила
я там
в одном подъезде
с Изабеллой Юрьевой (советской эстрадной певицей, народной артисткой
России — ред.).
- А Вам самой
не хотелось бы сыграть Цветаеву?
- Нет, я
не стремлюсь играть Марину Ивановну.
Мне всегда хотелось
другого — доносить музыку
ее стихов посредством своего
«звукоизвлечения» — душевного, умственного
и голосового.
Мне хотелось доносить
до людей ту радость, которую несут
ее стихи.
Конечно,
их можно почитать
и самим.
Но я знаю, что многие берутся
за томик, услышав песни на
ее стихи.
Наверное, есть чему поучиться
у нашей
соотечественницы — легендарного, замечательного, великого человека.
- Инна, вот Вы говорили
о чудесах.
А сами-то Вы
в них верите?
- Да,
я верю
в чудеса.
Мне кажется, они всегда рядом
с нами.
Мы просто часто их
не замечаем.
-
Почему же так происходит?
- Думаю, люди живут
на поверхности всего, что
их окружает. Потому и
не видят.
Когда-то Владислав Ходасевич сказал, еще в 20-е годы: «В наше время, время прогресса, сложно почувствовать душу человеческую».
А ведь чтобы почувствовать душу, нужно заглянуть внутрь себя. Открыть эти недра, при этом открыть
их извне.
У
нас же
на это никогда нет времени.
Мы не успеваем дочувствовать,
не успеваем понять. Потому что вечно
куда-то торопимся. Потому и
не хотим поверить
в чудеса.
-
Что же делать?
- Не торопиться.
Что еще можно сказать?
Я думаю, всем нам очень мешают стереотипы.
Мы ведь все живем
в каких-то стандартах. Поэтому
я бы посоветовала отбросить всевозможные рамки
и слушать только свое сердце.
Как делала это Марина Ивановна Цветаева…
29.10.2010
Сергей Тышковец
РИА Новости Украина